Закрыть ... [X]

Единство декора

Разделы: МХК и ИЗО

Цель:

  • познакомить учащихся с понятиями и языком декоративно-прикладного искусства,
  • открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни,
  • познакомить учащихся с традициями в росписи глиняной игрушки,
  • формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки,
  • композиции и ритма цветовых пятен.

1. Организационный момент.

Знаете ли вы, как жили наши предки?

С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений.

Презентация с изображением явлений природы.

2. Актуализация опорных знаний.

Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, грозу, воду, растения, землю.

Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.

Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.

3. Формирование новых знаний.

Так появилось декоративно-прикладное искусство.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

Сегодня мы с вами познакомимся с росписью глиняных игрушек. Декор их тоже отличается, как и пластическая форма. В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, берегиня, живущие в памяти народа и продолжающие его древние традиции.

Презентация.

Декоративно-прикладное искусство – это украшение предметов быта художниками и народными умельцами.

Древние люди наполняли свою жизнь предметами с символическими изображениями солнца в виде розеток и полурозеток с узорами внутри окружности; земли в виде горизонтальных лини, прямоугольников, ромбов; воды в форме вертикальных и горизонтальных линий. Такие изображения называются солярными знаками. Из этих знаков выстраивали орнамент.

Основным источником для создания орнамента, была природа.

На шкурах зверей, змей, гусениц, крыльях птиц и бабочек, на растениях и плодах природа нарисовала чудесные узоры, открыв человеку бесконечное множество орнаментальных форм и цветовых оттенков.

Цвет тоже имел символическое значение:

Черный – символизировал землю;

Красный – жизнь, кровное родство;

Желтый – солнце, свет;

Синий, голубой – вода земная, небеса;

Белый – чистота;

Зеленый – молодость, ростки.

В древних русских узорах нет кричащих цветов, все они согласованы между собой и построены в единой цветовой гамме.

Особенно любимыми для русского крестьянина были изображения женской фигуры, коня, чудо-птицы, и древа жизни.

Берегиня – так называли изображение женщины. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.

Древо жизни – символ вечной жизни, процветающей природы. Изображалось в виде разветвленного растения с причудливыми пташками на ветвях, либо цветами и плодами.

Конь – крестьянский кормилец, опора всего хозяйства, был одним из древнейших образов солнца, движение солнца по небу, символом крепости крестьянской жизни.

Птицы – изображения птиц были особенно разнообразными и красивыми. С удивительными гребнями, хвостами и узорчатыми перьями. Птицы – символ счастья, весны, тепла и света.

Удивительно красивым был быт трудолюбивого крестьянина, окружавшего себя яркими, красивыми предметами и изображениями.

Радостнее было терпеть тяготы труда, переживать суровые зимы, преодолевать горести и болезни в доме, излучающем радость, тепло и добро.

Просмотр презентации с комментариями учащихся.

В рабочих тетрадях записи новых понятий.

Выступление учащихся с краткими сообщениями по теме.

1. Ученик.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники и наполняли свой дом. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла. Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, и все же в разных местах необъятной России художники оригинально подходили к созданию ее образа.

2. Ученик.

В деревне Филимоново Тульской области с древних времен сйществует производство знаменитых филимоновских игрушек.

Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, податливой глины. Высокие стройные женские фигурки часто держат что- то в руках, мужские фигуры под стать им: статные, длинноногие, чуть смешные. Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными шеями, домашние животные, птицы. У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную шею и придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.

Любимые цвета мастеров этой игрушки – интенсивный красный, малиновый. Они горят еще ярче в соседстве с желтым, темно – синем и зеленым. Орнамент росписи простой: узкие полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Эти мотивы знакомы нам из узорного ткачества, вышивки, росписей. Простой и легкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами фигуры.

3. Ученик.

Родина каргопольских игрушек – русский Север, Архангельская область.

Пропорции этих фигурок противоположны филимоновской – приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатые лица, короткие руки делают фигуру забавной и шутливой.

Любимым персонажем каргопольской игрушки всегда был Конь-Полкан или Полихан-Чудо с головой и туловищем человека и телом коня.

Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы.

Роспись каргопольских игрушек очень выразительная и простая. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами. Символы солнца – большие огненные круги, кольца, мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений. Все эти элементы изображены в естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.

4. Ученик.

Дымковскую игрушку декора нельзя спутать с другими народными игрушками благодаря ее колориту. Это, прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой узор. В декоре преобладают насыщенные цвета: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый, зеленый.

Дымково – бывшая заречная слобода города Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят декоративную игрушку. Высотой они 20-25 см. Рецепт изготовления игрушки не так прост. Сначала замешивают из красной глины тесто, из него лепят игрушки, затем обжигают в печи. Форма игрушек монолитна, а силуэты отличаются легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой. К туловищу крепились лепные детали: изящные оборки, воланы, жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор.

Роспись начинается с того, что фигурки покрывают слоем мела, разведенного на снятом молоке. На белый фон начинают наносить многоцветные узоры, чаще всего геометрический узор. Применяют до 8 цветов, добавляя сусальное золото. В палитре дымковских мастеров почти отсутствует смешение цветов.

Мастер продуманно использует выразительные средства орнамента, чтобы рассказать о красоте природы тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно представляешь заснеженные сугробы, белизну которых подчеркивают яркие цвета.

5. Ученик. Сегодня мы познакомились с наиболее самобытными и известными глиняными промыслами. Игрушки создавали во многих российских городах и селах, где и сейчас существуют производства абашевской, тульской, курской, липецкой, каргопольской, филимоновской и дымковской игрушек.

Интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного экспоната. Она близка своим художественным содержанием – поэтичностью, меткостью выраженных характеров, остроумной шуткой, чувством радости и полноты жизни.

Задание: декоративно оформить в цвете, выполненную на предыдущем уроке фигуру глиняной игрушки (на выбор).

Стихотворение К.Фофанова

“Чем знаменито Дымково”
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующе и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
Сияйте охра с суриком,
Чтоб всем – светло, не сумрачно!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!

Подведение итога урока. Анализ работ учащихся.


Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/575727/



Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:




Презентация уроку по ИЗО "Единство формы, конструкции, декора в народном Во что одевать ребёнка в 1 месяц

Единство декора «Дом космос. Единство конструкций и декора народном жилище" - изо, уроки
Единство декора Конспект по ИЗО "Единство конструкций и декора в народном жилище."
Единство декора Презентация на тему: "Тема: Единство формы и декора в игрушках."
Единство декора Единство формы и декора в старооскольской народной игрушке
Единство декора Единство формы и декора в староосколской народной игрушке
Единство декора ПОЗИТИВ оформление, декор, украшение свадеб ВКонтакте
Единство декора Единство формы и декора в глиняных игрушках
Комплексное оформление свадеб и торжеств 10 лучших логотипов дизайн студий журнал о 75 идей сочетания бежевого цвета с другими в интерьере Все статьи по теме - дизайн интерьера Дизайн детской комнаты для мальчика - фото идеи оформления дизайна Дизайн квартиры с высокими потолками 64 кв. м Интерьер гостиной: дизайн и фото оформления

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ